НОВОСТИ - ГБУ ПНИ № 30 - Официальный сайт

Государственное бюджетное учреждение Психоневрологический интернат №30
Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Перейти к контенту
Новые проекты Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы:
18 сетября 2020
В реабилитационных комнатах состоялась видеоэкскурсия по музеям и выставочным залам Москвы. Старинная златоглавая или современная шумная, Москва всегда поражала воображением. Наши экскурсанты увидели и вспомнили знакомые места, где они гуляли ранее. Красная площадь, музеи Московского Кремля, Оружейная палата и Алмазный фонд, художественные выставки Айвазовского и Вангога. А также побывали на военных выставках и услышали интересные истории, рассказы от видеогида. Познавательная видеоэкскурсия по Москве вернула нас в те прежние времена, когда мы спокойно гуляли по любимым улицам столицы, посещая сезонные фестивали и выставочные центры. Увлекательно и с пользой для себя провели время у экранов телевизора.
17 сентября 2020
Вкуснейшая закуска из лаваша с сыром, яйцами, зеленью готовится легко и просто. Сегодня в Отделении дневного пребывания ребята приготовили это блюдо. Сначала нарезали зелень, затем на крупной терке натерли сыр и яйца.  Лаваш с начинкой получился очень сочным, так как в рецепте были майонез, чеснок, зелень. Рулет не просто скручивается, а делается рулет в рулете. Получилось нарядное и вкусное блюдо из самых обычных продуктов. Процесс приготовления блюда и сервировки обеденного стола доставил огромное удовольствие, на обеде все было съедено с аппетитом.
16 сентября 2020
Весёлые игры – на свежем воздухе в такой солнечный теплый осенний день – это одно удовольствие и море положительных эмоций. Команды четырёх корпусов состязались в различных играх. Здесь соревновались в точности кидания холщовых мешочков, набитых сухими зёрнами. Это древняя американская игра Корнхолл давно полюбилась нашими подопечными, и у многих участников неплохие результаты.  Кольцеброс, пенальти, перетягивание каната и броски на меткость – все виды игр, проведённые на футбольном поле, были очень увлекательны, азартны и полезны. Регулярное пребывание на свежем воздухе, активный отдых и участие в командных видах спорта – все это поддерживает жизненно-важные двигательные умения и навыки, укрепляет здоровье и поднимает настроение. Финальным этапом Весёлых стартов стала древняя командная забавная игра – перетягивание каната, где и определилась команда победителей. Так завершилось спортивное мероприятие, проведённое в международный День Мира.
Трудовая реабилитация для людей с особенностями развития

Трудовая терапия — важная часть реабилитации людей с ментальными особенностями. Почти в каждом психоневрологическом интернате Москвы есть специально оборудованные мастерские. В них подопечные пробуют себя в разных видах деятельности. Это помогает не только интересно провести свободное время, но и найти дело по душе, которым в дальнейшем можно заниматься на профессиональном уровне. Рассказываем, как живет мастерская в одном из учреждений, Психоневрологическом интернате № 13.
В учреждении среди подопечных особенно популярны всевозможные мастерские. В них ребята занимаются с куратором, который делится с ним своим опытом. Чтобы сделать красивое изделие, с материалом учатся обращаться, показывают, как освоить разные техники. Каждому отдается работу, которая нравится и которую он в состоянии сделать.
«В нашем учреждении организованы лечебно-трудовые мастерские и кружки прикладного творчества. С их помощью мы создаем благоприятную социально-терапевтическую среду. Для каждого проживающего индивидуально подбираем интересный и потенциально успешный для него вид деятельности. Это позволяет повысить самооценку и развить личностные возможности человека», — рассказывает Дмитрий Хромов, директор Психоневрологического интерната № 13.
По его словам, ежедневные занятия помогают сформировать трудовые навыки, развить профессионализм. Более того, ребята участвуют в разных городских и областных конкурсах.
«Многие ребята стали лауреатами Московского фестиваля творчества людей с особенностями психического развития „Нить Ариадны“ в номинации „декоративно-прикладное искусство“ и ПараАртиады города Москвы и Московской области и многих других выставках и конкурсах», — поделился Дмитрий Хромов.

Каждому — по возможностям
На листе фанеры лежит трафарет большой лягушки, рядом стоят уже готовые изделия. В мастерской готовят декорации к спектаклю «Буратино». Звенят ручные пилы, шуршит наждачная бумага, слегка постукивает молоток, разговоров не слышно — мастера увлеченно работают.
В трудовой мастерской интерната ежедневно трудится около 10 человек, каждому находится занятие по возможностям. Кто-то уже самостоятельно работает с инструментом, кто-то собирает изделие, а кто-то изготавливает детали. Весь трудовой процесс поставлен таким образом, чтобы мастера могли работать и индивидуально, и коллективно.
«Если работа масштабная, мы подключаемся к ней вместе. Распределяем, кто какие детали будет делать, обсуждаем последовательность действий. Таким образом, наши мастера учатся уважать чужой труд и внимательно относится к своему участку работы. Но если изделие самостоятельное и небольшое — мастер работает над ним в одиночку и привыкает нести ответственность за свой труд», — рассказывает Александр Викторов, специалист по реабилитационной работе Психоневрологического интерната № 13.
Работая над изделием, молодые люди становятся более внимательными, последовательными и аккуратными. У них появляется образное и пространственное мышление, развивается воображение. А еще ребята находят свое любимое дело.
«Если держать прибор, как карандаш, то хорошо получаются прямые линии, а если перпендикулярно к рабочей поверхности — кривые и точки. В этом деле много секретов, которые помогают мне выжигать красивые картины, это стало моим самым любимым делом!» — говорит Алексей Майбарада, проживающий Психоневрологического интерната № 13.

Важно видеть результат!
Денис скрупулезно шлифует лягушачью голову, добиваясь идеальной гладкости, после этого в соседней мастерской ее предстоит покрасить, и только потом она станет настоящим театральным реквизитом.
«Когда я впервые сюда попал — ничего не умел делать, и мне Александр Андреевич показывал, как работать с инструментом и материалом. Раньше я видел только доску, а теперь смотрю, и представляю, что из нее можно сотворить. Работа здесь приносит мне огромное удовольствие!» — делится Денис, проживающий Психоневрологического интерната № 13.
Работы молодых людей можно увидеть по всей территории интерната. Аккуратно расставлены разнообразные декоративные флюгеры, скворечники и ландшафтные скульптуры. Делают мастера и более мелкие работы — подставки для телефона и книг, карандашницы и различные декоративные предметы. Ими украшены коридоры, кабинеты и комнаты учреждения. Изделия обязательно должны быть на виду и приносить пользу. Тогда их авторы чувствуют, что их работа нужна.
«Увидев однажды объемные пазлы для детей, я решил попробовать сделать в этой технике более крупные и крепкие пазлы для наших ребят из отделения милосердия. Принес идею в мастерскую, мастера меня поддержали. Им самим было очень интересно работать в новой технике, и целым делом стало потом было собрать всю конструкцию», — рассказывает Александр Викторов, специалист по реабилитационной работе Психоневрологического интерната № 13.
У мастерской всегда много заказов — после выполнения декорации на очереди подставка для цветов в библиотеку, вешалки в танцевальный класс и новые кормушки для птиц, которые понадобятся уже в конце осени.
Мастерские славятся своей работой далеко за пределами интерната — в подарок для Дома культуры в поселке Лужники молодые люди сделали большой стеллаж, а для Дома ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной — 60 авторских ящиков для цветов! С большим удовольствием делятся своими работами с другими учреждениями системе соцзащиты. Среди них, например, скворечники и разнообразные кормушки для птиц, расписанные вручную — ни одной одинаковой работы.

Польза
При нарушении интеллектуального развития у человека может быть снижена работоспособность. Ему сложнее переключаться с одного процесса на другой, сконцентрировать внимание на чем-то одном. Выполнять простые действия для такого человека — целая задача.
Занятия в трудовых мастерских отвлекают людей от тревожных и навязчивых мыслей, развивает интеллектуальные качества и волевую сферу, а работа помогает более осмысленной деятельности и приносит эмоциональное удовлетворение человек от результата своего труда.
15 сентября 2020
Начался сезон созревания яблок, и по традиции у нас прошел мастер-класс «Моя любимая шарлотка». Шарлотка – самый простой классический пирог из яблок и самый любимый у наших ребят, занимающихся в кулинарной студии. Для его приготовления требуется минимум ингредиентов. Шарлотка не только вкусна, но и полезна. В яблоках содержится много веществ, необходимых организму для поддержания полноценного здоровья. Процесс приготовления шарлотки отработан ребятами практически идеально. Пирог получился пышным, легким и воздушным. Невероятный аромат наполнил нашу кухню. Как хорошо насладиться выпечкой, приготовленной своими руками, и чашечкой чая. Занятия кулинарией также дают возможность его участникам пообщаться, обменяться своими идеями, мыслями, впечатлениями и, конечно, новыми рецептами.
                                               
14 сентября 2020
Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка) и запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют. В сентябре произошло долгожданное событие, после ремонта снова открыт наш "уголок чувств" . В нем появилось новое массажное кресло, комфортные кресла-пуфики с гранулами, принимающие форму тела, музыкальное кресло, воздушно-пузырьковые колонны, фиброоптическое панно. С установкой проектора, у нас появилась возможность перенестись в любой уголок мира и насладиться красотами, невероятными явлениями разных стран и городов. Ребята с удовольствием посещают нашу "чудо комнату", получая те чувства и эмоции, которые необходимы им в данный момент.
11 сентября 2020
Хмурый серый день. Осень вступает в свои права, а поэтому хочется спать под  дождь. Но эта пятница выдалась особенной: к ребятам в гости пришли волонтеры из храма святого мученика Ильи, что в Черкизово. Добро всегда сильнее всех горестей и невзгод. Волонтеры несут в себе частичку добра и готовы ей поделиться с теми, кому она так необходима. И вот в самый, как будто бы заурядный,  день пятницы ты ощущаешь необычный душевный подъем. Этих встреч ребята ждут, потому что общение проходит всегда весело, необычно, с новыми впечатлениями. Некоторые из ребят присоединились впервые, их радует просто сама встреча с новыми людьми.  Творческое занятие было  очень плодотворным: сделали много рисунков акварелью, гуашью, обсудили их. Работы приятно удивили волонтеров, сотрудников и самих ребят. Живые пейзажи в результате совместного творчества получились интересными, насыщенными яркими красками. При этом каждый рисунок отличался  своим неповторимым колоритом. Осень превратилась  из «унылой поры» в самое теплое и светлое время года. И неудивительно - ведь каждый рисунок сделан с душой и любовью.  Общение с нашими друзьями получилось  добрым, полезным и очень продуктивным. До новой встречи!
10 сентября 2020
Краски осени
 
Разве осень - пора увядания? Нет, это пора зрелости.
 
Я осень примеряю, словно платье,
Пришла пора и мне наряд сменить.
Мне так тепло у осени в объятьях,
И тает лета призрачная нить.
«Мода –это искусство, мода – это стиль жизни». «Мода – это один из способов доставлять радость…» Именно это продемонстрировали во всей красе участники парада мод «Осенняя коллекция», который состоялся в нашем доме. Осенний бал состоял из двух частей: дефиле с показом мод и мастер-классы. Сначала на подиум вышли наши очаровательные девушки в осенних платьях. Все костюмы ребята мастерили сами со своими наставниками. Первую модель даже узнать никто не смог. Головной убор полностью из осенних листьев, маскарадные очки в этой же теме и наряд из тонкой паутинки, усеянной листьями. «Осенняя загадка» - так представили зрителям наряд Виктории Тихоновой. Вторая модель представила свой наряд в виде шикарной юбки клёш с натуральными осенними листьями. Казалось, это сама осень заиграла своими неповторимыми красками. Их платья были усеяны из желтых, оранжевых, розовых и бордовых листьев, каких немало встретишь на осенних улицах. Далее осеннюю палитру продолжали представители мужских корпусов. Они поразили не только своими нарядами, но и оригинальной презентацией костюмов. Мужской и женский костюмы были выполнены из полиэтиленовых пакетов, которые все мы используем ежедневно, но такую красоту увидели впервые.  В перерывах между демонстрацией нарядов Владимир и Евгения исполнили «Осенний Вальс», в котором кружились виртуозно, с пластикой и грацией, словно падающие с деревьев осенние листья. Далее свои костюмы показали ребята из Отделения дневного пребывания и лечебно-трудовых мастерских.  Мастер-классы, проведённые здесь же, показали насколько серьёзно подошли к этой работе участники вместе со своими наставниками. Все работы настолько разнообразные и удивительные, что хотелось самим принять участие во всех мастер-классах сразу.
В целом "Осенний Бал" принес целую палитру положительных эмоций, ярких красок и огромный заряд хорошего настроения. Осень предстала перед нами во всем своем очаровательном великолепии, величии и красоте. Это - богиня зрелости, муза, дающая даже простому человеку вдохновение самому творить свою жизнь!
 
09 сентября 2020
В нашем доме продолжается насыщенная спортивная жизнь. Все больше желающих приходят в спортивный зал сначала для того, чтобы поболеть за своих друзей или любимую команду, а потом увлекаются и находят себе занятие по душе. Особенно нашим подопечным нравятся городские спортивные мероприятия, в которых они с удовольствием принимают участие. 5 сентября команда ПНИ 30 участвовала в Городском спортивном празднике, посвященном Дню города, который состоялся в УСЦ «Искра». Ребята соревновались в стрельбе, играли в дартс и приняли участие в эстафете по скандинавской ходьбе. Все участники получили памятные подарки, с аппетитом поели любимую гречневую кашу, которая была приготовлена на полевой кухне. На следующий день состоялась выездная тренировка по бадминтону, на которой наши спортсмены смогли получить новые знания и навыки, играя с игроками более высокого уровня. На этой неделе   в нашем интернате прошли соревнования по пионерболу между корпусами. Все спортсмены смогли проявить себя с лучшей стороны и получили огромное удовольствие от игры. Молодцы все участники спортивных мероприятий! Будем ждать новых побед!
09 сентября 2020
Заканчивается декада мероприятий, подготовленных жителями нашего Дома и их наставниками в честь сентябрьских событий и дат: начала нового времени года; Дня знаний и старта обучения наших студентов в колледже; Дня красоты, дня рождения нашего Дома. И в этой череде замечательных праздников есть один, который можно назвать главенствующим – День города в Москве.  Ему посвящались концертная программа, спортивные соревнования, оформление фотовыставки «Любимые места моего города», веселые затеи, сладкие подарки… 09 сентября собрались на познавательный час о столице России. Была подготовлена и проведена викторина «Наш город». В ней приняли участие представители каждого отделения, таким образом создалась команда знатоков из 12 человек. Вопросы отразили разные направления темы: история Москвы, Московский кремль, московское метро, музеи и достопримечательности города, театральная Москва, улицы и здания, люди искусства о Москве. Все это сопровождалось иллюстрациями на экране , звучали песни о любимом городе. Участники викторины работали с интересом и увлеченно. Не остались без внимания и зрители. Пока подводились итоги игры и готовились результаты, им были предложены музыкальные фрагменты песен о Москве. Нужно было назвать исполнителей песен. С чем-то справились легко, а некоторые исполнители оказались просто загадками. Но все вместе все-таки одолели эти музыкальные «неожиданности». Под бурные аплодисменты были оглашены результаты викторины. Некоторые очень порадовали. Самый высокий результат- 82 % правильных ответов! 6 человек (это половина команды знатоков) - от 50 до 60 %. Названы победители и призеры: Кахно Ольга (1 отделение), Горенков Николай (ОДП), Гаджиева Надежда (2 отделение) - им и были вручены сладкие медали и книги о Москве. Не остались без подарков и все остальные участники команды знатоков. Их порадовали открытки о Москве и сладкая продукция фабрики «Красный Октябрь». Любите наш город, изучайте и познавайте его, и он подарит вам свое тепло и красоту. И традиционное: «До новых встреч!»
08 сентября 2020
Сборка искусственных цветов гвоздики - это один из основных видов работ лечебно-трудовых мастерских. Гвоздика - удивительный цветок, сочетающий в себе символ мужества, храбрости и женского обаяния, выраженного в лепестках, похожих на кружева юбки. Переводится гвоздика как божественный, ведь этот цветок обожали боги Олимпа. Собранный из отдельных лепестков цветок гвоздики с применением пластмассовых комплектующих деталей выглядит как живой. Алгоритм сбора цветка знает большинство посещающих ЛТМ. После сборки цветков проводится следующий этап работы: подсчёт и упаковка продукции. Работа в лечебно-трудовых мастерских вызывает интерес к ручному труду, развивает творческие способности, мелкую моторику, воспитывает трудолюбие, желание довести начатое дело до конца.
07 сентября 2020
В актовом зале нашего Дома состоялся праздничный показ любимых серий юмористического журнала «Ералаш». 46 лет назад появился на экранах кинотеатров этот популярный киножурнал, издаваемый с 1974 года. Бессменными его руководителями стали Борис Грачевский и Александр Хмелик. Через Ералаш прошло много детей. Некоторые ребята стали потом профессиональными актёрами, другие же сохранили съемки в юмористическом журнале просто как веселую и удачную страничку своей жизни. В «Ералаше» снималось немалое количество знаменитых актеров кино и театра. Среди них такие, как Геннадий Хазанов, Семен Фарада, Спартак Мишулин и другие. «Ералаш» – это только положительные эмоции, заряд хорошего настроения и поучительные истории. В заключении всем присутствующим в зале были показаны самые первые выпуски киножурнала «Ералаш» 1974 года. А серия «Почему мы так говорим» стала визитной карточкой любимого всеми журнала, символом защиты родного русского языка. И сегодня не устает радовать нас знаменитый журнал, все истории его также актуальны и поучительны, как и были 46 лет назад. Они учат нас человеческим отношениям, любви, пониманию, терпению, дружбе и скромности.
06 сентября 2020
«Куприн – настоящий художник, громадный талант.
Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…»
Л.Н.Толстой
Известному российскому писателю Александру Ивановичу Куприну, прожившему насыщенную жизнь, в этом году отмечают 150-летие со дня рождения. Этой важной дате и посвящено было наше мероприятие. Свои рассказы Куприн строил на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий. Участники литературных чтений снова встретились с героями произведений писателя, ответили на вопросы викторины, подготовленной к 150-летию со дня рождения Александра Куприна. Все присутствующие на прогулке вспомнили и узнали много интересного из жизни известного писателя и его рассказов. Его именем названы 7 населенных пунктов и 35 улиц в городах и селах России. Произведения Куприна экранизировали известные отечественные и зарубежные кинорежиссёры, а самого писателя в разное время играли выдающиеся актёры. Биография Куприна – радостные и трагические события, взлеты и падения. После себя он оставил большое творческое наследие. С отрывками из некоторых произведений мы познакомились на литературных чтениях.   

05 сентября 2020
Далеко не всегда у верующих людей была возможность собираться в храме для совместной церковной молитвы и общего дела – Литургии. Обстоятельства жизни христиан в последние две тысячи лет складывались по-разному. Бывало спокойное, мирное время, христианское государство и христианин - Государь. Бывали гонения на христиан, гонения на все собрания христиан. Бывали войны, моры-эпидемии. К сожалению, в наше время тоже не обошлось без карантина по коронавирусной инфекции COVID-19. В нашем домовом храме Святого Мученика Трифона после долгого перерыва прошла первая субботняя литургия. Служба проходила с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Наши подопечные с нетерпением ждали открытие храма и были очень рады видеть своих волонтеров. После службы все присутствующие на службе чувствовали себя умиротворённо и счастливо!  
03 сентября 2020
С Днём рождения, Москва!
Как замечательно, когда праздничные концерты нашего дома вновь радуют всех проживающих и сотрудников. Полгода не проводили мы больших праздников. Зато сегодня почувствовали, что вновь все вместе празднуем наш любимый праздник – День Города. Чтобы никого не обидеть, а также соблюдать все санитарно-эпидемиологические требования, праздничное мероприятие «Любимая Москва» мы проводили в два этапа. В первой половине дня был проведён праздничный концерт, где зрители увидели Москву разных эпох в танцах «Осенний вальс» и «Вальс чувств» (руководитель – Сутормина Мария), и современную озорную столицу в исполнении танцевальной студии «Апельсин» «Дважды два - четыре» (руководитель – Догадкина Лилия). Прозвучали стихи и песни о Москве. Очень тронула всех песня «Школа, школа, я скучаю» в исполнении Тихоновой Виктории и Мухиной Анастасии. Но кульминацией этого праздничного концерта стала заключительная песня в исполнении Петра Фурсова «Если что» под музыку рок-музыканта Сергея Шнурова. Слова к песне, слайды с фотографиями врачей и медицинских сестёр во время карантина – всё было придумано и так здорово показано в этом музыкальном номере. Вот такая разная наша Москва! Во второй половине дня праздник продолжался на площади у фонтана. Здесь присутствовали все желающие. Было много музыки, песен, танцев и игр. В заключении нашего большого праздничного мероприятия присутствующие полакомились разными видами мороженого. Удивительно радостный тёплый получился праздник, пропитанный любовью и искренностью!
03 сентября 2020
Ты никогда не бывал
В нашем городе светлом,
Значит ты не видал
Лучший город земли.
(Л. Дербенев)
С концертом «Лучший город земли», посвященным 873 – летию Москвы, артисты Отделения дневного пребывания выступили в отделениях милосердия. Концерт прошел в виде интерактивного общения, где и артисты, и зрители порадовали именинницу – Москву своими талантами и знаниями: отгадывали загадки о старинной одежде, в которой ходили москвичи, вспомнили пословицы и поговорки о любимом городе, прочитали стихи, пели песни, танцевали. А гимн любимой Москве «Я немало по свету хаживал» пели хором. С днем рождения, Москва!
 

02 сентебря 2020
Говорят, что только художники могут создавать картины. Но это не так! В этом мы убедились, посетив мастер-класс Инги Лобковской, которая в очередной раз пришла к нашим подопечным и показала, что рисовать может каждый. Перед началом занятия ребята с Ингой провели специальную гимнастику, которая заключается в концентрировании мыслей на сердце. Именно от сердца должен идти рисунок! Природа благоприятствовала занятию. Ранняя осень, солнечно, чисто, уютно. Фон и настроение для рисования создает тот неповторимый осенний колорит, то волнующее очарование, ту неповторимую игру красок, что дана и сотворена Природой. Техника рисования самая простая. Лист обильно увлажняется. На него наносятся белая краска. Далее выбирается из палитры два цвета, например, оранжевый и желтый. На увлажненный белый фон наносятся кружевные кляксы. Потом краски растекаются под давлением воды и создается красочный неповторимый фон, как природа. Следующим этапом наносятся мазки, и картина получается совсем уникальной. В ней каждый человек может разглядеть то, что ждет его сердце. Кто-то видит закат солнца, кто-то - дождь, кто-то - волнующееся море, кто-то - несжатое поле, полное обильной колосящейся ржи, кто-то - лес, полный звуков природы, ягод и неповторимого лесного аромата. Ребята получают массу положительной энергии и хорошего настроения. По словам Евгении, - это подобно фантастическому сну с калейдоскопом красок и оттенков. Находясь на таких занятиях, отдыхаешь душой, наслаждаешься красотой и гармонией, впитываешь дух свободы, раскованности и, конечно же, добра. Ибо добро вечно, оно не стареет никогда, подобно людям на Земле. А выражается оно как раз бесконечным набором красок, составляющих те неповторимые картины, автором которых может стать любой человек!
02 сентября 2020
Первое сентября – это, к сожалению, не только День Знаний, но и день солидарности в борьбе с терроризмом. Именно этой проблеме посвятил свою беседу заместитель директора по безопасности, Сапожников Андрей Николаевич. Сначала он вспомнил теракты, которые случились на территории нашей страны. Их немало, в них погибли сотни и пострадали тысячи людей. Минутой молчания почтили их память. Далее была проведена беседа о том, как самим не стать жертвами теракта, что необходимо знать, какие меры предосторожности надо соблюдать.  Когда и где надо избегать мест большого скопления людей, соблюдать спокойствие, не трогать оставленные вещи, даже если они представляют какую-то ценность. В заключении был показан фильм о теракте в Беслане. Продолжая тему солидарности в борьбе с терроризмом на следующий день был проведён конкурс рисунков на асфальте «Терроризм – угроза миру!» Все желающие выразили протест терроризму в своих рисунках, сделанных на асфальте.
01 сентября 2020
«Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны».
(Н.Г. Чернышевский)
В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается День знаний, это праздник для всех, кто стремится получить образование. О важности образования, получения знаний говорили сегодня в Отделении дневного пребывания ребята, которые посещают отделение. «Человек на протяжении всей своей жизни должен учиться, с помощью знаний можно расширять кругозор, а именно: изучать традиции, культуру разных стран мира, посещать выставки, читать научно-публицистическую и классическую литературу. Знание формирует такие  качества человека, как самодисциплина, воспитанность, терпимость, коммуникабельность. Эти качества могут помочь лучше адаптироваться в социальной среде, найти единомышленников - такие мысли были высказаны сегодня. 75-летие Победы – это великая дата. Именно ей было посвящено занятие 1 сентября в День знаний. Любовь к Родине возродили массовый героизм, самопожертвование, патриотический порыв у миллионов людей нашей страны в 1941-45 годах. Об этом мы всегда должны помнить. Поздравляем всех с праздником 1 сентября – Днем знаний!
01 сентября 2020
Только знание делает человека свободным
С Образовательным комплексом градостроительства «Столица» учреждение ГБУ ПНИ №30 сотрудничает более пяти лет. За данный период Свидетельства о рабочей профессии получили 18 человек. Трое студентов продолжают обучение. На первый курс обучения поступили ещё пять человек. Не секрет, что в век компьютеризации, информационных технологий, космических исследований и всеобщей грамотности жизнь предъявляет повышенные требования к уровню знаний и навыков. Поэтому в колледже созданы все условия для обучения лиц с ограничениями жизнедеятельности. Разработаны специальные программы по обучению. В сфере образования хорошо понимают всю важность овладения рабочей профессией, ведь именно это позволяет развивать наших ребят как личностей, способствует самореализации, интеграции их в общество. Первый день учебного года – это всегда незабываемое впечатление для тех, кто в этом году идёт учиться впервые. Поэтому хочется пожелать нашим подопечным терпения, настойчивости и успехов в овладении профессии садовника.
01 сентября 2020
Стажеры проекта «Москва — добрый город» познакомятся с трендами системы долговременного ухода
По данным Росстата, каждый четвертый москвич — пенсионер. Через несколько лет прогнозируется увеличение продолжительности жизни до 80 лет. Департамент труда и соцзащиты внедряет программы социальной поддержки людей старшего поколения. Реализуется проект активного долголетия, трансформируется надомная форма оказания социальной помощи, разрабатывается новая концепция стационарной помощи — в психоневрологических интернатах и пансионатах ветеранов труда. Важная составляющая поддержки пожилых людей, а также людей с инвалидностью — это сфера ухода.
Как развивается профессиональная сфера ухода, что важно в работе помощника по уходу или сиделки? Об этом узнают участники проекта стажировок «Москва — добрый город», которые придут на базу направления «Долговременный уход» в психоневрологический интернат № 23.
Сегодня в психоневрологических интернатах и пансионатах города постоянно проживает около 16 тысяч человек, из них больше половины люди старше 65 лет, а 1,5 тысячи человек полностью зависят от посторонней помощи.
Кто такой помощник по уходу
Профессия помощника по уходу появилась недавно, хотя услугами сиделок люди пользуются давно. Профессиональный стандарт сиделки (помощника по уходу) утвержден Минтрудом в 2018 году. Это стало большим шагом в развитии сферы ухода в России. До этого четкого понимания обязанностей сиделки не было.
Схожим функционалом обладает младшая медсестра по уходу. Однако такой специалист работает в больницах и помогает пациенту фактически только у его кровати, короткое время, пока он лечится. Помощник по уходу повышает качество жизни своего подопечного. Он компенсирует дефициты — двигательные, бытовые, социальные. В его задачах — общий уход, помощь в передвижении, прогулках, кормлении. Отдельно в стандарте говорится о профессиональном умении помощника строить тактичное, уважительное общение со своим подопечным и его близкими.
Младшая медсестра по уходу — медицинский работник, помощнику же иметь медицинское образование необязательно. Достаточно пройти специализированные курсы и уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Философия ухода
Может показаться, что сиделка всё должна делать за подопечного. Современные эксперты-практики не поддерживают такой подход. Главная задача профессионального помощника по уходу — сохранить умения своего подопечного и деликатно помогать в том, где появляются сложности.
Профессия специалиста по уходу требует умения работать в команде, чуткости и внимательности. «Может показаться, что их работа — делать все, что недоступно их подопечному, за него, тем самым помогая ему или ускоряя процесс. Но это не так. Мы должны исходить из функциональных возможностей человека и создать условия, в которых он может максимально использовать имеющиеся (сохранившиеся) функции, а специалист будет его направлять, поддерживать и помогать. Тем самым, мы, уважая человеческое достоинство нашего подопечного, сможем как можно дольше сохранять его функции. Еще один крайне важный навык специалиста по уходу — это слышать и слушать (причем слышать сердцем). Это профессия самоотдачи и участия в жизни другого человека. Я горжусь тем, что в моем резюме есть такой опыт — работа специалистом по уходу, потому что это великое благо — помогать другим людям и радоваться чужим, пусть даже незначительным успехам. Поэтому специалист по уходу — не сиделка, не помощник, а профессия!» — отмечает Клаудия Консон, высококвалифицированный специалист по гериатрии и паллиативной медицинской помощи, руководитель образовательных программ Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы.
Современный подход рождает технологии
Развитие сферы ухода иллюстрируется большим арсеналом приспособлений, гигиенических средств. Если раньше при уходе применялись зеленка, марганцовка, вазелин, детский крем, сегодня на рынке в ассортименте появились профессиональные средства. Пенки для безводного мытья, защитные кремы, увлажняющие лосьоны можно купить в любой аптеке. Их состав разработан с учетом возрастных особенностей, для истонченной сухой кожи, потерявшей способность быстро восстанавливаться.
Сфера ухода стала более гуманной. Заботливое отношение к человеку, нуждающемуся в посторонней помощи, транслируется в техники перемещения и позиционирования. Помощник по уходу должен уверенно владеть этими навыками. При этом важно сберечь собственные ресурсы и здоровье. Уже придуманы скользящие простыни, доски-слайдеры, напольные диски и другие приспособления, облегчающие труд помощника и жизнь его подопечного.
В уходе важен и результат, и процесс его достижения. Если человек способен держать ложку, нельзя отбирать у него это умение. Адаптированные столовые приборы и небьющаяся посуда облегчат ему прием пищи. При этом важно, чтобы посуда была не из детской серии, это может обидеть взрослого человека.
Этика работы помощника заключается в терпеливом сопровождении, уважении достоинства своего подопечного. Нельзя торопить, отнимать самостоятельные навыки человека в порыве быстрее завершить дело.
Вопросы гигиены, смены белья, туалета требуют особенно деликатного отношения. Помощник по уходу должен осторожно выяснить, что подопечный в силах выполнить самостоятельно. В таких делах, которые люди обычно делают в приватной обстановке, от сиделки требуется много такта.
Новые стандарты в Москве
В таком направлении уже перестраивается уходовая часть социальной помощи в интернатах и пансионатах города. Накопилось довольно много знаний, методик от оценки дефицитов человека до составления индивидуальной программы ухода. Сама структура оказания ухода зависит от системы социальной помощи в целом. Департамент труда внедряет в работу лучшие практики из опыта российских и зарубежных экспертов. Для этого Департамент обновляет материальную базу, изменяет внутреннее обустройство социальных стационарных учреждений, разрабатывает собственную авторскую методику оказания ухода подопечным, нуждающихся в посторонней помощи и заботе.
Материал подготовлен с участием Игоря Полубоярцева, куратора программы «Долговременный уход» в проекте стажировок «Москва — добрый город», начальника организационно-методического отдела психоневрологического интерната № 23.

31 августа 2020
Наши подопечные ездили на турнир по мини футболу для лиц с ограниченными возможностями здоровья в город Зеленоград. Наша команда соревновалась с опытными и сильными соперниками, поэтому не смогла занять призовые места. Но зато мы научились разным приёмам, наблюдая за их игрой, почувствовали дух команды, поверили в себя. Это очень важно – уметь быть единой командой, понимать друг друга с полуслова, взгляда. Будем надеяться, что к следующим соревнованиям наши футболисты подготовятся более серьёзно и смогут доказать своим соперникам, что мы тоже крепкая сплочённая команда, которая готова сражаться на футбольном поле и выигрывать.
30 августа 2020
Как в столичном психоневрологическом интернате работает арт-студия
Арт-студия «Параллели» появилась в Психоневрологическом интернате № 33 более 10 лет назад. Ее главная задача — помочь людям с ментальными нарушениями выразить себя, воплотить в жизнь свои творческие задумки, получить разрядку и удовольствие от самого процесса.
Коридоры и стены интерната украшает целая галерея живописных работ. Разные жанры, сюжеты и техники подтверждают, что подопечные интерната смогли найти свой собственный стиль исполнения.
«Работа в студии действительно становится какой-то параллельной жизнью. В отделениях наши подопечные — люди с тяжелыми заболеваниями, но, переступая порог мастерской, они становятся творцами, художниками, скульпторами. Люди забывают о своих болезнях и проблемах, погружаясь в процесс создания произведения», — рассказывает Светлана Сторощук, инструктор по трудовой терапии Психоневрологического интерната № 33.
Занятия помогают развить творческие способности и художественный вкус. Перед тем как начать работу над пейзажем или натюрмортом, инструктор показывает фоторепродукции, обращает внимание на композицию, цветовые решения, пропорции.
«Наши художники с удовольствием рассматривают произведения великих мастеров. Они впитывают красоту линий, динамику живописных работ, кажется, что гармония произведения переходит и в их сущность. Люди меняются на глазах — начинают улыбаться, болезненная сосредоточенность лица пропадает, появляется вдохновение», — говорит Светлана Сторощук.
На занятиях инструктор показывает разные техники, учит смешивать краски, создавать композиции. Реабилитация — процесс длительный. В изобразительном творчестве можно увидеть его промежуточные результаты.
«У нас есть девушка с художественным образованием. Мы долго приглашали ее в студию, предлагали взять в руки карандаш, но она не хотела вспоминать ранний период своей жизни, боялась грустных воспоминаний. Но в какой-то момент у нее пошло. И сейчас она работает даже красками, а наши психологи отмечают улучшение ее состояния», — объясняет Светлана Сторощук.
Рисунок подопечного выражает то, что скрыто у него на душе, и это не всегда можно объяснить словами. Символы помогают человеку пережить подавленные или неосознанные чувства и эмоции, вскрыть старые обиды, выразить в приемлемой форме гнев, вспомнить радость или восторг. В целом способствуют самореализации и самовыражению.
Однако не стоит путать реабилитацию творчеством с арт-терапией. Терапию проводит психолог или психотерапевт, давая конкретные задания, наблюдая за нажимом, построением композиции, выбором цвета, расспрашивая при этом о мыслях и эмоциях человека. В реабилитации главное — помочь человеку освободиться от тяжелых мыслей, переключить свое внимание на творческий процесс и интересный результат своих стараний. Художественные способности здесь не играют никакой роли.
«Нам важно, чтобы ребята увидели результат своего труда, почувствовали себя признанными. Поэтому мы регулярно выставляем их работы на фестивалях. Картины участников нашей арт-студии неоднократно украшали выставки Государственного Кремлевского Дворца, а панно нашего художника Сергея Кирюхина стало призером Парадельфийских игр», — рассказывает Светлана Сторощук.
Работами мастеров студии «Параллели» любуются все проживающие интерната. Изделия расположены на всей территории учреждения и радуют окружающих своей живописностью и яркими красками.
29 августа 2020
Дом добра: как подопечные психоневрологических интернатов готовятся к самостоятельному проживанию
Каждый из нас мечтает о самостоятельной жизни в собственной квартире, успешном и счастливом будущем. И молодые люди с ментальными нарушениями, конечно, не являются исключением. Подготовка к самостоятельному проживанию занимает у них более длительный период, так как большинство подопечных психоневрологических интернатов живут в социальных учреждениях с раннего детства и им одновременно приходится осваивать бытовые навыки и учиться взаимодействовать с внешним миром.
Подготовка к выпуску начинается с прохождения медицинской комиссии, которая покажет, что молодой человек может себя обслуживать. После этого специалисты по реабилитации разрабатывают индивидуальный план подготовки к самостоятельному проживанию.
«Наши подопечные очень разные. Одни более самостоятельны и коммуникабельны, другие, напротив, скромные, боятся нового. Эти индивидуальные особенности мы хорошо знаем и стараемся учесть при подготовке человека», — рассказывает Елена Дмитриева, заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 11.
В процессе подготовки к самостоятельному проживанию молодых людей переселяют в отдельные номера, чтобы они привыкали к индивидуальному ведению хозяйства, стирке и уборке.
Никита живет в интернатах с самого детства, поэтому представить свою жизнь в собственной квартире ему пока сложно. Но молодой человек уверен, что справится со всеми трудностями. Он показывает свою комнату, коллекцию парфюма, новенький компьютер и телевизор, которые приобрел для своей будущей квартиры.
«Я не трачу свою пенсию: коплю на мебель и технику, которые мне понадобятся сразу после заселения. А с зарплаты покупаю те вещи, которые потом уедут со мной в новый дом. Выбираю их долго, сравниваю цены, ищу акции. Бывает, объединяемся с ребятами в покупках — так выгоднее оплачивать доставку», — делится Никита, проживающий в Психоневрологическом интернате № 11.
Молодые люди в обязательном порядке занимаются в тренировочной квартире интерната, созданной по инициативе директора около 15 лет назад. За это время через нее прошло несколько поколений выпускников.
«Когда мы готовили своих первых выпускников, стало очевидно, что недостаточно научить ребят готовить, ходить за покупками. Необходимо было объединить все процессы жизнеобеспечения в единое целое. Именно поэтому на территории интерната появилась двухкомнатная квартира, в которой ребята могут научиться тем вещам, с которыми столкнутся на самостоятельном проживании», — рассказывает Виктор Суродин, директор Психоневрологического интерната № 11.
Тренировочная квартира — обычная квартира с прихожей, кухней и гостиной. Она оснащена мебелью, техникой, предметами интерьера, которые есть в каждом доме. Молодым людям, проживающим в государственных учреждениях с готовым питанием и обслуживающим персоналом, сложно сразу перешагнуть в самостоятельную жизнь, они осваивают ее постепенно.
В гостиной есть диван, горка с посудой, телевизор, музыкальный центр, телефон, картины, живые цветы. В процессе занятий ребята учатся передвигать мебель, сервировать стол, ухаживать за домашними растениями, создавать домашний декор, пользоваться разнообразной бытовой техникой. Многократное повторение процессов делают домашние хлопоты привычным делом.
Также молодые люди учатся заполнять квитанции по показаниям счетчиков, оформлять документы. Образцы домашней бухгалтерии есть в тренировочной квартире интерната.
На кухне группа ребят готовит ужин. Одни режут овощи для салата, другие варят сосиски. Все сходятся на том, что кухня — самое любимое место в доме.
«В течение года мы готовим разные блюда, постепенно усложняя меню. У людей бывают разные финансовые возможности, но наша задача ― научить ребят из доступных продуктов приготовить себе и обед, и ужин. Натренировать так, чтобы приготовление блюд стало для них обычным делом и не вызывало сложностей в будущем», — рассказывает Лариса Захарова, специалист по реабилитации инвалидов Психоневрологического интерната № 11.
«Никита знает множество рецептов, смотрит мастер-классы по приготовлению блюд в интернете. А Михаил осваивает кулинарию медленнее. Мы стараемся чаще поручать ему нарезку, чтобы он получил как можно больше опыта и не боялся остаться на кухне один», — говорит Елена Дмитриева, заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 11.
За ужином ребята мечтают о том, какие у них будут квартиры. Каждый из них будет выбирать жилье с обязательным сопровождением сотрудника интерната, который поможет определиться, обратит внимание на мелочи, подскажет, как правильно расставить мебель.
Когда подходит время получать ключи от собственного жилья, выпускнику дарят разные полезные вещи в дом.
«После выпуска мы никого не забываем, общаемся в мессенджерах, по телефону, ходим в гости, приглашаем к себе. Мы, как любые родители, очень хотим, чтобы дальнейшая жизнь наших выпускников сложилась самым благоприятным образом», — говорит Елена Дмитриева, заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 11.
28 августа 2020
В последние дни лета наши подопечные испытали совершенно новые для себя ощущения - полёт в аэротрубе. Преодолев страх и собрав волю в кулак, группа отважных ребят посетила клуб Ай Флай, где под руководством инструктора учились управлять своим телом в воздушном потоке. Парить над землей на высоте полтора-два метра оказалось непростой задачей, но все справились на ура! Благодаря искусственному воздуху одна мечта сбылась – полетать в аэродинамической трубе и почувствовать себя в невесомости. Получив огромное удовольствие, массу положительных эмоций и заряд энергии ребята с нетерпением ждут следующего полёта. «Это незабываемое ощущение – полёт в аэротрубе!» - наперебой рассказывают участники полёта. - Следующая мечта – это полёт с парашютом!» Это здорово, когда мечты сбываются!
27 августа 2020
Секция по настольному теннису одна из наиболее востребованная в нашем учреждении. Многие из проживающих успешно занимаются данным видом спортом уже не один год. Об этом можно убедиться ознакомившись со спортивными выставочными витринами нашего дома, где находится огромное количество кубков и наград спортсменов. В связи с коронавирусной инфекцией и после долгого перерыва -  это первые соревнования по настольному теннису, в котором приняли участие 20 спортсменов ГБУ ПНИ №30. Согласно уровню подготовки все участники были поделены на три дивизиона. Каждая игра была по-своему интересна и зажигательна. Все участники показали неплохую игру и получили огромное удовольствие от прошедшего турнира.
26 августа 2020
Как проживающие в психоневрологическом интернате готовятся к Дню знаний
1 сентября около 30 подопечных столичных психоневрологических интернатов станут первокурсниками. Пятеро из них живут в интернате № 30. По словам специалистов интерната, желающие получить какую-либо профессию находятся каждый год. Сейчас будущие первокурсники готовятся ко Дню знаний, завершая последние приготовления.
С 2014 года свидетельство о приобретении профессии получили 15 подопечных интерната. Учреждение сотрудничает с колледжем «Столица», которое готовит специалистов в области градостроительства. Однако это не единственная возможность получить профессию. Некоторые ребята сами выбирают для себя учебные заведения. В этом случае сотрудники социально-реабилитационного отделения помогают наладить контакт с образовательной организацией, узнать требования к абитуриентам и условия обучения.
«У нас живёт замечательный художник-самоучка, Тимофей. Он никогда не обучался изобразительному искусству. Ему очень нравится творчество Сергея Андрияки: он мечтал учиться только у него. Нам пошли навстречу. Тимофея приняли в Академию акварели и изящных искусств. По началу учёба не шла, был страх, что отчислят. Я советовала не сдаваться и продолжать посещать занятия. Однажды Тимофей принес показать преподавателям свою очередную работу — зимний пейзаж. Ее отметили положительно. Я тоже вижу прогресс. Впереди второй год обучения», — рассказывает Вера Горепекина, исполняющая обязанности заведующего социально-реабилитационным отделением Психоневрологического интерната № 30.
В первую очередь интернат помогает подопечным, заинтересованным в получении профессии. Они подают хороший пример другим ребятам. Один из первокурсников, Роман, решил поступить в колледж вслед за своей подругой, ныне второкурсницей.
Для проживающих обучение в колледже — это еще и возможность в будущем выйти из интерната на самостоятельное проживание после получения профессии.
«Параллельно с получением профессионального образования мы помогаем подопечным осваивать практические, бытовые навыки. Мы обучаем их планировать денежные траты, снимать показания счётчиков, совершать покупки в магазинах, пользоваться общественным транспортом, готовить», — рассказывает Ольга Сергеева, заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 30.
Работники интерната объясняют своим подопечным, что возможность обучаться профессии — это определённый статус самостоятельного независимого человека. Поначалу ребята выезжают на учебу с сопровождением сотрудников, потом со старшими товарищами, а после — самостоятельно. Постепенно подопечные вовлекаются в другую жизнь — за пределами интерната. В колледже «Столица», например, учатся не только люди с ментальными нарушениями. Подопечным интернатов полезно больше общаться, заводить знакомства вовне. Так появляется стремление жить самостоятельно, а значит выйти из интерната и обеспечивать себя.
Сейчас пятеро первокурсников интерната, которые поступили на специальность «Садоводство», проходят медицинское обследование, как и все абитуриенты. В их ближайших планах значится покупка спортивной формы и спецодежды для практических занятий. Половину учебного года будущие садовники проведут на клумбах, на зимнее время переберутся в учебные аудитории. В колледже первокурсники еще не бывали. В этом году День открытых дверей отменили. Поэтому после медосмотра они планируют тренировочные поездки, чтобы освоить маршрут из Центрального Чертаново в Северное Бутово, к месту обучения.
Весь путь к профессии подопечные проходят вместе с работниками интерната. В команду, сопровождающую студентов, входят специалисты по реабилитационной работе, психологи, социальные работники и другие сотрудники.
«В прошлом году в колледж поступили трое наших ребят. Когда началась пандемия, обучение стало дистанционным. По утрам преподаватели присылали задания. Я их распечатывала, после выполнения отправляла обратно. У нас есть отдельные комнаты, где можно уединиться и заниматься в тишине. Ребята смогли завершить обучение и получить свидетельства государственного образца. Недавно в торжественной обстановке мы сами вручили им документы, так как в колледже все мероприятия отменили», — рассказывает Вера Горепекина.
Теперь выпускники имеют необходимую подготовку и профессию садовников 2 разряда. Повысить свой опыт они всегда смогут, помогая озеленять территорию вокруг интерната. Уже они подсказывают работникам, как правильно выращивать цветы. Первокурсники тоже имеют небольшой опыт в садовом деле.
По словам реабилитологов интерната, специальных условий для обучения наших подопечных в колледже не создаётся. На постоянной связи с интернатом находятся кураторы групп, в которые распределяются обучающиеся. Они не требуют особенного отношения к себе. Наоборот, работники интерната часто слышат похвалу за дисциплинированность и ответственность своих подопечных.
В середине августа Департамент труда и соцзащиты инициировал круглый стол по вопросам образования проживающих в интернатах взрослых людей с ментальными нарушениями. Установочная встреча прошла с представителями общественных организаций, которые уже сейчас проводят свои тренинги и занятия в психоневрологических интернатах. Для поступления в образовательные учреждения необходимы документы об образовании, которых у взрослых инвалидов зачастую нет. С другой стороны, наличие профессии не гарантирует трудоустройство. Сегодня Департамент соцзащиты определяет точки роста и возможные маршруты образования особенных людей.


25 августа 2020
Необычный мастер-класс провела волонтёр-художник Инга Лобковская в нашем доме. Необычно уже то, что ребята расположились на траве солнечной полянки, вооружившись планшетами с бумагой для рисования, гуашью и кисточками.  Перед занятием Инга рассказала, что картины можно рисовать по-разному, главное - это прислушаться к самому себе. Сначала ребята создавали фон для своих работ, который оказался на удивление совершенно разный: у кого-то в тепло-розовых тонах, у других наоборот преобладали фиолетовые и синие краски. Затем разными мазками и, включая фантазию, стали оживать цветы, растения и насекомые. В завершении несколько мазков мастера превратили рисунки в сюжетные картины. Вот морской пейзаж с пальмами и дельфинами, а здесь мы видим сквозь камыши и водное пространство удивительный закат, а на этой картине выросли алые маки, чуть колышущиеся на ветру. Спасибо огромное, Инга, за вашу доброту и внимание к нашим проживающим, за радостный настрой и веру в свои силы, за вашу волшебную энергетику, которой вы поделились с нами.
Государственное бюджетное учреждение Психоневрологический интернат №30 (ГБУ ПНИ №30)
Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
© 2014-2020
117525 г.Москва ул. Днепропетровская д. 14 стр.1
Назад к содержимому